В Пензенском государственном университете завершился проект «PROтеатр».21.11.2022 16:09
Как научиться управлять телом и голосом, чувствовать себя в пространстве, взаимодействовать с партнёром, создавать свои истории и оформлять их художественно — весь процесс театрального творчества студенты могли увидеть и попробовать на мастер-классах. Опытом с ними поделились режиссёр, ведущая актриса Театра юного зрителя г. Заречного Наталья Кучишкина, тренер-хореограф спортивной инклюзивно-танцевальной команды «Nika-dance», хореограф Федерации эстетической гимнастики Пензенской области Екатерина Шавшаева, старший преподаватель кафедры «Музыка и методика преподавания музыки» ПГУ Елена Гуляева, работающая с российскими и китайскими студентами. Секреты создания костюмов и декораций раскрыла участница выставки «Конструктивизм 20-х годов» в Третьяковской галерее Мария Юнушкина. Под руководством Народной артистки России, актрисы Пензенского областного драматического театра Галины Репной студенты решали задачи на внимание, энергию, учились входить в образ и держать его, составляли этюды и разбирали ошибки, а после увидели фрагменты из спектаклей актрисы. «Мне всегда интересно работать с молодежью. Ты делишься с ними знаниями, но и многое получаешь от них. Студенты иногда очень интересно смотрят на известные вещи. Кроме того, у меня уже есть опыт работы со студентами на одной театральной площадке. Вместе с “Кириллицей” я играю в спектакле “Яма”. Приятно, что в этот раз я могу и позаниматься с ними, и потом выйти на одну сцену», — поделилась народная артистка. Многие занятия для ребят были в новинку. Так, студентка ПГУ Дарья Жукова впервые столкнулась с понятием биомеханики: «Никогда ничего подобного не встречала. Было очень здорово почувствовать свое тело, свои мышцы. Интересным оказалось упражнение "веревка", так как было сложно собрать свои мышцы "в струну", а затем медленно расслаблять отдельно каждую часть тела. Упражнение "мешок " тоже было достаточно интересным, но сложным, так как эмоционально было тяжело "поместить" себя в этот "мешок". Вряд ли хороший актер может обойтись без таких навыков». Экзамен Для многих студентов это уникальный шанс оказаться на одной сцене с Народной артисткой России. Александр Забродин учится на шестом курсе Лечебного факультета и скоро станет практикующим хирургом. Он признаётся, что театр — вторая жизнь, которую хочется успеть прожить, пока не закончился период обучения. «Весь 2020 год я работал в красной зоне. Было очень тяжело физически и морально, и я искал отдушину. Ею стал театр. Пробовал писать пьесы. А в этом году увидел объявление о наборе в проект межвузовской театральной школы и, не сомневаясь, пошёл на первое организационное собрание и занятия. Потом остался играть в постановке». Идея поставить спектакль о человеке с ограниченными возможностями здоровья возникла в ПГУ ещё в 2020 году, когда в Пензу на фестиваль «Золотая провинция» приехал режиссёр пермского театра «У моста» Сергей Федотов. На мастер-классе он заметил студента ПГУ Илью Рязанова, молодого человека с ДЦП, и предложил студенческому театру поставить свою трактовку пьесы. В центре спектакля жизнь и судьба молодого ирландца Билли (его играет Илья Рязанов). Он страдает от физического недуга ног, рук, имеет проблемы с речью. Билли не знает тайны своего рождения, хочет узнать о судьбе своих родителей (Юлия Петрова и Александр Забродин), живёт со старыми тётками (их блистательно сыграли Галина Репная и Марина Столярова), терпит постоянные издёвки со стороны окружающих; в тайне любит дерзкую красавицу Хелен (Ульяна Мельникова), но знает, что она никогда не выберет такого, как он, а главное, — ищет счастья и борется с одиночеством. Он живёт на маленьком острове, где все друг друга знают и где не происходит ничего значимого. Единственный источник новостей язвительный Джонни Патинмайк (Владимир Кшуманёв/Денис Костюнин). Однажды он приносит весть о том, что на остров приезжает съемочная бригада из Голливуда, чтобы снять фильм о калеке. Билли хватается за возможность изменить жизнь. — Наши истории отчасти похожи: в жизни я сталкиваюсь с похожими трудностями, что и у Билли. Но есть и много отличий. Мне не хочется уезжать из Пензы, потому что здесь я востребован. Получаю профессию, играю в театре. Есть роли небольшие, а есть и значительные. Над ними много думаешь, работаешь. Да и декорации я тоже делаю вместе со всеми, многие чертежи для них разрабатываю самостоятельно. Остров Инишмаан, на котором происходит действие, вырастает прямо на глазах зрителей в огромном бассейне с водой. Руководитель декораторского цеха, член команды проекта, студент ФФМЕН ПГУ Данила Лагутов отмечает, что создание декораций — это самое напряженное время: «Обычно все декорации появляются на сцене до начала спектакля. Мы всё выставляем и выдыхаем. С этого момента можно думать только о роли. Здесь же монтаж идёт в реальном времени. Мы сами собираем остров, на котором будут жить наши герои, сами создаем обстановку, в которых рождаются образы и характеры. Все это происходит в воде, что, конечно, осложняет процесс. Нужно быть максимально собранным и внимательным. Создавать атмосферу спектакля своими руками — уникальный опыт, который нигде больше не получишь. Здесь тебя учат обращаться с инструментами, брать на себя ответственность за то, как всё будет собрано, и в такой работе начинаешь ценить результат сильнее, потому что знаешь точно, какой труд за ним стоит».
Световые картины для спектакля написали Ольга и Александр Безяевы, а музыку — композитор Андрей Шошкин. «Мы задействовали всю мощь современных приборов, чтобы добавить эффект от воды в зале. На спектакле идёт реальный дождь и снег, действие происходит на воде и декорации стоят на специальной площадке в чаше специального бассейна. Эффект вызвал море эмоций», — рассказал художник по свету Александр Безяев. |