Театр «Кириллица» представил премьеру «Бесов» по одноимённому роману Ф.М. Достоевского
5 и 6 июня в Центре культурного развития студенческий театр ПГУ «Кириллица» представил премьеру спектакля «Бесы». Постановкой творческий коллектив театра отметил сразу два юбилея: в 2021-м исполняется 200 лет со дня рождения Фёдора Достоевского и 150 лет с начала публикации романа «Бесы» в журнале «Русский вестник».
Два премьерных дня спектакль шёл с аншлагом. 6 июня спектакль посетила врио Министра культуры и туризма Пензенской области Татьяна Курдова. Она поздравила коллектив с новой работой и пожелала творческих успехов: «У вас есть то, чего не хватает многим другим театрам. Вы молоды, ваши глаза горят огнём азарта, увлечённости. Я желаю вам процветания. Пусть спектакль «Бесы» живёт и набирает обороты».
В основе постановки — история молодых революционеров, которые хотят изменить мир. Их идейный лидер Пётр Верховенский в исполнении Никиты Картавова приезжает в город N, чтобы уговорить давнего знакомого Николая Ставрогина (его сыграл Александр Забенько) войти в круг революционеров и стать «лицом» их движения. Мучимый внутренними бесами, желая избавиться от постыдного тёмного прошлого, Ставрогин отказывается. В стремлении завоевать расположение Ставрогина Верховенский разрабатывает план по убийству жены (Ирина Латынова) Николая Всеволодовича, на которой тот женился на спор в Петербурге пять лет назад и её брата (Роман Киреев), обещает привести ему из-под венца влюблённую в него Лизавету Николаевну (Кристина Злыднева) и решить проблему с дуэлью, на которую того вызвал Гаганов (Александр Кузьмин) за прежние прегрешения. Интриги Верховенского настолько опутывают Ставрогина, что тот оказывается в эпицентре кровавых событий и сам предлагает план по скреплению революционной ячейки кровью: убить потенциального доносчика Шатова (Максим Епифанов). По вине этих людей в городе погибают десять человек, случается пожар, правительство терпит фиаско.
Участники кружка революционеров осознают содеянное и впадают в отчаяние, а Верховенский исчезает из города. Ставрогин гибнет, мучимый внутренними демонами.
Особое внимание сосредоточено на монологах героев, рассуждающих о России, её будущем, о религиии и безверии, революции и протестах, внутренней борьбе и сумасшествии. Сам Достоевский назвал этот роман предостережением и по сути предсказал революцию 1917 года.
В 2021 году это произведение звучит актуально на фоне происходящих политических и общественных событий
— Когда я впервые читал роман, я не понимал, как человек мог такое написать, а потом обратился к биографии Достоевского, к тем страницам, когда он сам состоял в террористических организациях и пережил гражданскую казнь. Он был приговорён к расстрелу, и когда его в числе шестерых осуждённых вывели на эшафот, вся жизнь перенеслась перед глазами. В дневниках он писал о том, что последняя минута жизни разделилась на тысячи отрезков, и в каждом он проживал отдельную жизнь. И вот, когда он уже был готов к смерти, выстрел не прозвучал: расстрел заменили четырьмя годами каторги. И его размышления вылились в роман «Бесы», — поделился режиссёр Константин Бутин.
Эта работа отличается от предыдущих постановок театра не только выбором произведения, но и его сценографическим решением. Все актёры одеты в чёрные одежды и помещены в чёрную обуглившуюся декорацию. Таким образом режиссёр решил задачу создать атмосферу трагической гибельности революционных идей и духовного падения.
В спектакле заняты 22 актёра. Он стал седьмым в репертуаре «Кириллицы» и завершил шестой театральный сезон труппы.
Фото: Сергей Борисов