Знакомьтесь, ансамбль народной песни «Добрые люди»
В апрельском номере «Университетской газеты» за 2017 год мы публиковали большое интервью с руководителем ансамбля народной песни «Добрые люди» Екатериной Лисюковой. Если вы его пропустили, предлагаем с ним познакомиться, а заодно окунуться в историю самого душевного коллектива Пензенского госуниверситета.
—Екатерина Викторовна, как все начиналось?
— Все началось со «Студенческой весны». В 1986 году меня пригласили поставить народный вокальный номер для естественно-географического факультета (ныне — ФФМиЕН). Я согласилась, мы начали с ребятами активно репетировать и поняли, что ограничиться одним номером не сможем. Годом позже, уже в качестве сотрудника, меня сюда пригласила Вера Александровна Пиманова, так я в институте и осталась. Это удивительное было время. Я руководила двумя ансамблями: фольклорным в тридцать человек на ЕГФ и ансамблем истфила, который исполнял номера а капелла. Конечно, постоянно менялся состав, студенты поступали в вуз, выпускались, но костяк сформировался.
— «Добрые люди» — это уже своеобразный бренд, вас все знают, поют вместе с вами. Но ведь не всегда ваш коллектив так назывался.
— Далеко не всегда. Названию всего 8 лет. 22 года мы жили безымянными, но потом решили, что надо обозначиться. Ломали головы, как назвать. Перепробовали десятки вариантов. Но, как это обычно бывает, все гениальное — просто! У нас была такая традиция, когда кто-то заходил на репетицию, мы встречали человека фразой: «Добрая женщина пришла!» или «Добрый мужчина пришел!». И мы подумали: а почему мы добрых мужчину и женщину не объединить в «Добрых людей»? Так и повелось. Поразному реагировали на это название, но оно прижилось. Во многом потому, что мы действительно люди добрые, открытые, всегда всем рады.
— «Студенческая весна», с которой все начиналось для вас, и та, что проходит сейчас, отличаются, и в первую очередь технически. Как вы ладите с прогрессом?
— Когда мы только начинали петь ансамблем, у нас был баянист, который нам всегда аккомпанировал. И вот как-то было назначено выступление, а он не пришел. И мы поняли, что зависеть от кого-то проблематично, и начали писать первые «минусы» для выступлений. Каждый раз это было как приключение, потому что в Пензе этим мало кто занимался, мы не умели этого. Но потихоньку освоились. Всеми любимые песни «Яблонька» и «Как за Доном, за рекой…», которые до сих пор в нашем репертуаре, были записаны именно тогда. Им по 20 лет. Конечно, золотая мечта руководителя — чтобы на сцене с коллективом был ансамбль инструменталистов, но не всегда можно позволить себе такую роскошь. Хотя был период, когда на ФДПП базировался ансамбль народных инструментов. Когда вместе с ними мы выходили на сцену, заполняли все пространство. И это были такие мощь и красота! Сейчас на выручку приходит техника, когда звучание народных инструментов можно профессионально записать, но живой души балалайки это не заменит.
— Эта живая душа заманила вас учиться на народном отделении музыкального училища?
— Эта любовь родилась много раньше. В детстве у меня было игрушечное пианино, на котором звучали только белые клавиши, а приходя в детском саду на уроки музыки, я видела, что и черные звучат. Дома я задала вопрос, и родители решили, что лучше всего мне объяснят это в музыкальной школе. Правда, они надеялись, что я выберу для игры инструмент поменьше, но не тут-то было, я увидела настоящее пианино и загорелась! Начала ходить. Но вот проблема: играть на нем надо тихо, петь около него тоже тихо. А тишина была не для меня. Мне хотелось петь во весь голос, потому что мне казалось: если громко, значит, красиво! И тут, на мое счастье, в музыкальной школе открыли народное отделение! Я пришла на первое занятие и навсегда влюбилась в народное пение, в звуки народной музыки.
— Что позволяет сохранять интерес молодежи к народной музыке?
— В коллектив приходят те студенты, которым это изначально интересно. Ну и, кроме того, мы все время работаем с новыми формами. Мы берем старинные песни, фольклорные, этнические, и придаем им новое, современное звучание, делаем интересные аранжировки. На выступлениях стараемся ставить целые представления, работаем с профессиональными хореографами. Возникает ощущение, что песня живет, а не просто звучит, а это всегда интересно. Важно создавать что-то принципиально новое. У нас долгое время зрела идея сделать народный микс. Мы как-то услышали подобное сочетание и подумали, почему бы нам ни сделать что-то подобное. Мы вынашивали эту идею полтора года. Но потом решились, потому что если не на «Студвесне», то когда еще экспериментировать. В разное время мы пробовали интересные сочетания ритмов, размеров, мелодий. Еще важным моментом является участие в конкурсах, фестивалях. Это мотивирует студентов к творчеству, развитию, расширению репертуара и, кроме того, сплачивает коллектив. Попадая единым ядрышком в незнакомую обстановку чужого города или просто конкурсного закулисья, они узнают друг друга с новых сторон, начинают держаться друг за друга, и после этого маловероятно, что они решат разбежаться и бросить любимое занятие.
— А что вам самой ближе? Какая песня греет душу?
— «Вечерок вечерается». Мы поем ее с «Добрыми людьми». У меня вообще душа лежит к крупным а капелльным формам, раскладке на 5 голосов. Мне кажется, что протяжная многоголосная вещь всегда вызывает в воображении образы природы: реки, тумана, дальнего берега. А это всегда близко к русской душе.
— О чем мечтают «Добрые люди»?
— О поездке на международный конкурс. География для народной песни имеет большое значение: земля, природа определяют характер песни, музыки, а живое непосредственное знакомство с носителями культур — бесценно.